Пути и методы обобщения педагогического опыта
Задачи педагогической науки: возможность раскрытия эффективных механизмов применения (внедрения) педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности и их внедрение.
Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и существующего, педагогической мысли и практического действия, их реализации.
Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения:
- доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов;
- закрепление обязанностей по внедрению их в правовые и квалификационные требования;
- направленность личности на самообновление профессионализма.
Алгоритм использования, внедрения и
обобщения педагогического опыта:
- изучение задач, сформулированных в нормативных документах;
- анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;
- построение эталона преобразования педагогической практики;
- поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;
- разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения;
- подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.;
- теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников;